РУС ENG
Иностранные реестры
Глоссарий
Регистрация ООО
Деловой центр "ДИНЕКА"

Политически значимая персона (PEP, politically exposed person)

Термин «политически значимая персона» (ПЗП, PEP, politically exposed person) используется для обозначения лиц, занимающих или занимавших важные публичные должности и, которые вследствие своего положения и влияния, могут представлять повышенный риск вовлечения в коррупционные и другие финансовые преступления.

Этот термин активно используется в международных и национальных регуляциях, связанных с противодействием отмыванию денег и финансированию терроризма (AML/CFT - Anti-Money Laundering/Counter Financing of Terrorism).

История возникновения и контекст
Введение термина «политически значимая персона» (PEP) в международную практику было во многом обусловлено рядом громких коррупционных скандалов и расследований, которые выявили значительные риски, связанные с отмыванием денег и коррупцией среди высокопоставленных чиновников.
  • Скандал с Bank of Credit and Commerce International (BCCI)
    В 1991 году BCCI был закрыт властями за массовые случаи мошенничества, отмывания денег и других преступлений. В ходе расследования было выявлено, что банк предоставлял услуги многим высокопоставленным лицам и использовался для сокрытия их незаконных доходов. Этот скандал подчеркнул необходимость разработки более строгих международных стандартов по выявлению и контролю PEP.

  • Дело о "кровавых алмазах" (Blood Diamonds)
    В 1990-х годах в ряде африканских стран, таких как Сьерра-Леоне и Либерия, высокопоставленные чиновники и военные лидеры были замешаны в незаконной торговле алмазами, используемыми для финансирования вооружённых конфликтов. Эти так называемые «кровавые алмазы» продавались на международных рынках, что привело к осознанию необходимости ужесточения контроля за финансовыми потоками, связанными с PEP.

  • Дело Абача
    В 1998 году после смерти нигерийского диктатора Сани Абачи были обнаружены огромные суммы денег, незаконно выведенные из страны и спрятанные на счетах в зарубежных банках. Речь идёт о более чем 4 млрд долларов США. Дело Абача стало одним из крупнейших примеров использования власти для хищения государственных средств и их отмывания за рубежом.

  • Мексиканский Колосс
    В 1990-х годах в Мексике произошло множество коррупционных скандалов, связанных с высокопоставленными чиновниками. Одним из самых известных случаев стало убийство кандидата в президенты Луиса Дональдо Колосио в 1994 году, после чего было раскрыто множество коррупционных схем, связанных с его окружением и другими политиками.

  • Казначейские документы
    Министерство финансов США регулярно публикует отчёты о подозрительных финансовых операциях, связанных с политически значимыми лицами. Эти отчёты играют важную роль в формировании международной правовой базы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, и подчёркивают необходимость ужесточения контроля за деятельностью PEP.
Эти и другие примеры подчеркнули важность выявления и мониторинга деятельности политически значимых лиц для предотвращения финансовых преступлений. В 2003 году FATF включила понятие PEP в свои рекомендации, что стало важным шагом в международной практике. Это подтолкнуло многие страны к введению национальных законодательных мер по контролю за деятельностью PEP и созданию механизмов для выявления и предотвращения коррупционных действий.

Введение термина PEP стало результатом необходимости борьбы с коррупцией на глобальном уровне и повышения прозрачности финансовых операций.

Законодательные и нормативные аспекты
Определение PEP и критерии для идентификации таких лиц закреплены в законодательстве многих стран. Например, в Европейском Союзе Директива 2015/849 (4-я Директива по противодействию отмыванию денег) включает определение PEP и обязательства финансовых учреждений.

В разных странах термин «политически значимая персона» может иметь свои определения, закреплённые в национальном законодательстве. В России, например, понятие PEP определено в Федеральном законе № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма". Законодательство определяет, что PEP включают в себя государственных должностных лиц, а также лиц, занимающих важные политические позиции и должности в международных организациях. Важными критериями для определения PEP являются высокий уровень государственной ответственности, влияние на принятие ключевых решений в политике и экономике, а также доступ к значительным государственным ресурсам.

Критерии определения PEP

Критерии, используемые для определения PEP, могут варьироваться, но в общем включают следующие категории лиц:
  • Главы государств и правительств
  • Высокопоставленные политики и чиновники
  • Высшие должностные лица судебной системы
  • Руководители государственных предприятий
  • Члены правления Центральных Банков
  • Высокопоставленные военные чиновники
  • Руководители международных организаций

Кого можно, а кого нельзя считать политически значимой персоной

Международные стандарты, например рекомендации FATF и национальные законодательства, включают следующие категории лиц:
  • Главы государств и правительств:
    • Президенты
    • Премьер-министры

  • Высокопоставленные политики и чиновники:
    • Члены правительства (министры, их заместители)
    • Члены парламента (депутаты, сенаторы)
    • Руководители значимых политических партий

  • Высшие должностные лица судебной системы:
    • Судьи высших судов (Конституционные, Верховные суды)

  • Высокопоставленные военные чиновники:
    • Высшие офицеры вооружённых сил

  • Руководители государственных предприятий и корпораций:
    • Директора и члены правления крупных государственных компаний

  • Члены правления Центральных банков:
    • Главы и заместители Центральных банков

  • Должностные лица международных организаций:
    • Главы и заместители международных организаций (ООН, МВФ и т.д.)

Термин PEP обычно не распространяется на следующие категории лиц:
  • Низкоуровневые государственные служащие:
    • Обычные сотрудники государственных учреждений
    • Местные чиновники невысокого уровня

  • Работники частного сектора, не имеющие государственной должности:
    • Бизнесмены и предприниматели, не связанные с государственными контрактами или должностями

  • Должностные лица и сотрудники НКО (некоммерческих организаций), не имеющие государственной или политической власти:
    • Руководители и сотрудники благотворительных и неправительственных организаций

  • Члены семей и близкие родственники PEP, если они сами не занимают значимых государственных должностей:
    Несмотря на то, что семьи и близкие родственники PEP могут быть подвержены более тщательной проверке, они сами по себе не считаются PEP, если не занимают важные публичные должности.

Примеры для иллюстрации:
  • PEP:
    • Президент страны
    • Министр иностранных дел
    • Глава Центрального Банка
    • Главный судья Конституционного суда


  • Не PEP:
    • Секретарь в министерстве
    • Мэр небольшого города
    • Менеджер в частной компании
    • Работник благотворительной организации

Может показаться нелогичным, что мэр небольшого города в большинстве случаев не считается PEP. Давайте остановимся на нём подробнее. Включение мэров небольших городов в категорию политически значимых персон (PEP) зависит от национальных законодательств и международных стандартов. Но, как правило, мэр небольшого города не является PEP, так как:
  • Ограниченная власть и влияние
    Их решения и действия, как правило, затрагивают только местные вопросы и не имеют значительного воздействия на национальном или международном уровнях.

  • Меньшие финансовые ресурсы
    Управление небольшим городом не предполагает управления большими бюджетами или доступом к значительным финансовым ресурсам, что снижает риск вовлеченности в крупномасштабные коррупционные схемы.

  • Ограниченная известность и воздействие
    Мэры небольших городов менее известны на национальной и международной арене, что снижает риск использования их положения для отмывания денег или иных финансовых преступлений.

Но в ряде случаев может считаться PEP, например, если небольшой город имеет стратегическое значение. Например, город находится в регионе с богатыми природными ресурсами или важной инфраструктурой, а мэр может иметь большее влияние и доступ к ресурсам, что может повысить риск коррупции. В некоторых странах законодательство может классифицировать мэров всех городов, независимо от их размера, как PEP для обеспечения более строгого контроля и прозрачности.

Классификация мэров небольших городов как PEP зависит от контекста их должности и конкретных законодательных норм. В большинстве случаев они не считаются PEP из-за ограниченного влияния и меньших финансовых ресурсов. При этом важно учитывать национальные и региональные особенности, которые могут повлиять на это определение.

То есть при определении является ли лицо PEP или нет мы рекомендуем учитывать нюансы национального законодательства и как минимум задать себе следующие вопросы:
  1. Занимает ли лицо высокую государственную должность / входит в руководство международной организации / работает в ЦБ на высокой должности и т.п.?
    Этот вопрос направлен на выяснение, занимает ли лицо позицию, которая даёт ему доступ к важным государственным или международным ресурсам, а также влияние на политические и экономические решения.

  2. Имеет ли лицо значительное политическое влияние на национальном уровне?
    Определение, имеет ли лицо значительное политическое влияние, поможет понять, насколько его действия и решения могут повлиять на политику и экономику страны.

  3. Обладает ли лицо доступом к значительным государственным финансовым ресурсам или бюджетам?
    Этот вопрос направлен на выявление доступа к финансовым ресурсам, которые могут быть использованы в корыстных целях или для легализации незаконно полученных средств.

  4. Связано ли лицо с высоким уровнем риска коррупционных действий?
    Оценка связей лица с высоким уровнем риска коррупции поможет понять, может ли его участие в сделке или операции повысить вероятность финансовых преступлений или коррупции.

Эти вопросы направлены на минимизацию рисков и соблюдение требований по предотвращению отмывания денег (AML) и финансированию терроризма (CFT). Понимание статуса PEP важно для организаций, включая финансовые учреждения, которые обязаны проводить детальную проверку клиентов и контрагентов, чтобы исключить возможные финансовые преступления и коррупцию. Если ответы на эти вопросы указывают на высокий уровень политической значимости и связанности с государственными ресурсами, лицо может быть рассмотрено как PEP. Однако точные критерии определения PEP могут варьироваться в зависимости от местных законодательных требований и регулятивных нормативов.

PEP - листы
PEP-листы (списки политически значимых персон) ведутся различными организациями и учреждениями, которые используют их для целей соблюдения требований по предотвращению отмывания денег (AML) и финансированию терроризма (CFT).

Вот основные категории организаций, которые ведут и поддерживают такие списки:
  • Международные организации и агентства:
    Организации, такие как Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), дают рекомендации по идентификации и управлению PEP, но не ведут конкретные списки. Тем не менее, они устанавливают стандарты, которые потом используются другими организациями.

  • Финансовые учреждения и банки:
    Многие крупные банки и финансовые учреждения ведут свои собственные PEP-листы в рамках своих программ AML/CFT. Эти списки обычно включают клиентов и контрагентов, которых они идентифицируют как PEP на основании собственной проверки.

  • Специализированные компании и провайдеры данных:
    Компании, такие как World-Check (Refinitiv), Dow Jones Risk & Compliance, LexisNexis и другие, предлагают коммерческие решения и ведут PEP-листы. Они собирают, обновляют и предоставляют доступ к информации о PEP для своих клиентов.

  • Правительственные и регуляторные органы:
    В некоторых странах государственные и регуляторные органы могут публиковать или поддерживать списки PEP в рамках национальных программ по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Хотя включение в PEP-листы часто основывается на чётко определённых критериях, таких как занимаемые должности и доступ к государственным ресурсам, иногда решение может быть субъективным и основываться на оценке публичной функции или влияния.

Важно отметить, что FATF рекомендует применять принцип "once a PEP — always a PEP" (единожды PEP — навсегда PEP) в рамках систем борьбы с отмыванием денег (AML) и финансированием терроризма (CFT). Этот принцип предполагает, что лица, которые когда-либо были классифицированы как PEP, сохраняют этот статус даже после ухода с должностей и постов, которые стали источником их статуса PEP. Это связано с тем, что влияние и связи, приобретённые во время их работы на ключевых должностях, могут сохраняться и использоваться даже после ухода с поста.

Значимость и цели определения PEP
Определение PEP важно для финансовых институтов и компаний, поскольку эти лица представляют собой повышенный риск вовлеченности в коррупционные схемы и отмывание денег. Банки и другие финансовые учреждения обязаны проводить тщательную проверку (due diligence) и мониторинг операций с участием PEP для предотвращения финансовых преступлений и обеспечения прозрачности финансовых операций.

Проверка того, являются ли руководители или владельцы потенциального контрагента политически значимыми лицами (PEP), является важным шагом для компаний и на это есть несколько причин:
  • Соблюдение требований законодательства:
    Многие страны имеют законы и нормативные акты, которые требуют от компаний соблюдать стандарты по предотвращению отмывания денег (AML) и финансированию терроризма (CFT). Проверка на PEP является одним из важных аспектов этого соблюдения.

  • Минимизация рисков:
    Политически значимые лица могут представлять повышенный риск коррупции, мошенничества и других незаконных действий. Проверка на PEP помогает компаниям минимизировать эти риски и избежать связи с лицами, которые могут использовать их бизнес для незаконных целей.

  • Защита репутации:
    Связь с PEP или их семьями может негативно отразиться на репутации компании, особенно если они станут предметом расследования или обвинений в коррупции или других преступлениях. Проверка на PEP помогает компаниям избежать таких связей и сохранить свою репутацию.

  • Обеспечение безопасности бизнеса:
    Работа с PEP может представлять определённые риски для бизнеса, включая возможность использования его для политически мотивированных давлений или манипуляций. Проверка на PEP помогает компаниям оценить эти риски и принять меры для их снижения.

  • Соблюдение международных стандартов:
    Многие международные организации и регуляторы также рекомендуют компаниям проводить проверку на PEP в рамках их программ по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, чтобы обеспечить соблюдение международных стандартов и норм.

В целом, проверка на политически значимых лиц (PEP) помогает компаниям соблюдать законодательные требования, минимизировать риски, защитить репутацию и обеспечить безопасность своего бизнеса.



Остались вопросы?
- Свяжитесь с нами, и мы подберём для вас оптимальный вариант.
WhatsApp