Аффилированность - наличие определенных связей между юридическими и/или физическими лицами. Аффилированными считаются организации или лица, которые находятся в отношениях контроля или зависимости друг от друга.
Слово "аффилированный" происходит от латинского слова "affiliare", что означает "связывать", "присоединять". В свою очередь, это слово образовано от приставки "ad-" (означающей "к") и глагола "filia" (означающего "дочь").
В современном бизнес-контексте, термин "аффилированный" используется для описания связей между компаниями или лицами, которые имеют близкие отношения или общие интересы, например родственники, бизнес-партнеры, совладельцы и т.д.
В зависимости от законодательства разных стран и секторов экономики, существуют различные нормы и правила, которые определяют степень аффилированности организаций, их права и обязанности, а также ограничения, которые накладываются на бизнес-отношения между ними. В российском праве, например, этот термин впервые стал использоваться в 1991 году (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
Давайте перейдём к примерам, а потом ещё раз обсудим понятие и области его применения.
Физические лица можно считать аффилированными, если речь идёт о:
- родственниках (братья, сёстры, родители и дети и т.п.),
- лицах, находящихся в бизнес-отношениях (инвесторы, партнёры, совладельцы и т.п.),
и т.п.
Компании можно считать аффилированными, если:
- они контролируются одним и тем же лицом или группой лиц;
- они являются филиалами/представительствами/дочерними компаниями одной и той же организации;
и т.п.
Аффилированными лицами компании могут выступать её руководители и владельцы.
Конечно, выше мы перечислили только базовые связи, на деле всё может быть гораздо сложнее и запутаннее.
Иногда для установления аффилированности требуется найти несколько признаков, например, нахождение компаний по одному адресу, родственные отношения руководителей компаний, проведение финансовых операций в одном банке и т.п.
Аффилированность и проверка контрагентов.
Понятие аффилированности имеет важное значение при проверке контрагентов по нескольким причинам:
- Риски конфликта интересов. Аффилированные лица могут использовать свои связи для получения выгоды от бизнес-отношений с компанией, что может привести к конфликту интересов и нарушению законодательства, отмене сделки в связи с признанием её незаконной.
- Риски недобросовестной деятельности. Аффилированные лица могут использовать свои связи для совершения недобросовестных действий, таких как вымогательство, мошенничество, коррупция и т.д.
- Риски неплатежеспособности. Аффилированные лица могут быть связаны с другими компаниями, которые испытывают финансовые трудности, что может привести к риску неплатежеспособности.
- Риски, связанные с репутацией. Аффилированные лица могут иметь плохую репутацию в бизнес-среде, что может негативно сказаться на репутации компании.
При проверке аффилированных компаний и физических лиц важно учитывать, что некоторые связи могут быть скрытыми или неявными. Поэтому в ходе подготовки
бизнес-справок аналитики Делового центра «ДИНЕКА» используют различные методы и источники информации для полной и точной проверки.
Хотим отметить, что аффилированность вовсе не синоним мошенничества. Более того, аффилированность сама по себе не является чем-то незаконным. Но это понятие важно для правительственных и регулирующих органов, так как аффилированные компании могут использовать свои связи для получения несправедливых преимуществ или нарушения правил конкуренции. На аффилированность обращают особое внимание налоговые органы и это понятие ни в коем случае не должно упускаться из виду предпринимателями.
Проверка аффилированных лиц позволяет выявить связи между организациями и принять меры для минимизации рисков. Например, компания может установить правила, запрещающие сотрудникам заключать сделки с аффилированными лицами, а также проводить регулярную проверку, чтобы выявлять новые связи и изменения в структуре владения компаниями.
Остались вопросы?
- Свяжитесь с нами, и мы подберём для вас оптимальный вариант.