РУС ENG

Бермуды создают реестр бенефициаров по Закону Beneficial Ownership Act 2025

09.10.2025 13:15

В конце сентября 2025 года на Бермудских Островах был окончательно принят и подписан закон, задающий новую систему раскрытия информации о выгодоприобретателях юридических лиц — Beneficial Ownership Act 2025. Этот акт вводит централизованный электронный реестр (Central Register), уточняет обязанности компаний по идентификации и верификации бенефициаров, устанавливает критерии контроля, порядок хранения данных и определяет, кому именно будет доступна информация о конечных владельцах бизнеса.

Мировая политика в области прозрачности собственности радикально изменилась после публикации Panama Papers в 2016 году. Эти разоблачения подтолкнули международные институты — от FATF до OECD — к выработке единых стандартов раскрытия информации о конечных владельцах компаний.

В 2010–2020-х годах многие государства начали реформировать корпоративное законодательство. Бермуды, долгое время считающиеся одной из престижных офшорных юрисдикций, постепенно присоединяются к этому тренду. Принятие Beneficial Ownership Act 2025 — это попытка сохранить баланс между международными требованиями прозрачности и традиционным правом клиентов на конфиденциальность.

Бермуды — заморская территория Великобритании, однако они обладают значительной автономией в финансовом регулировании. Великобритания ещё в 2016 году запустила публичный реестр бенефициаров (PSC Register), где данные о владельцах британских компаний доступны онлайн без ограничений. При этом решение Европейского суда 2022 года, ограничившее публичный доступ к реестрам бенефициаров в странах ЕС, на Великобританию не распространяется — она вышла из Евросоюза и сохранила публичность данных.

Бермуды, напротив, выбрали модель ограниченного доступа. Закон 2025 года создаёт централизованный реестр, но он не станет публичным: доступ к информации получат лишь уполномоченные государственные органы — полиция, налоговые службы, суды, финансовая разведка и регуляторы. Таким образом, Бермуды стремятся соблюсти международные стандарты, не разрушая традиционную конфиденциальность, на которой строится их инвестиционная привлекательность.

Важно подчеркнуть: Бермуды уже с 2016 года обязаны предоставлять информацию о выгодоприобретателях (beneficial owners) британским властям по запросу. Таким образом, задолго до нового Закона Бермуд имели инструмент обмена BO-данными с британскими правоохранительными и налоговыми органами, что фактически означает, что «регистр» работал в скрытом режиме, доступно лишь для государственных органов по запросам. В рамках предложенных изменений центральный реестр бенефициаров будет перенесён от Управления денежного обращения (BMA) к Регистратору компаний (RoC), который будет уполномочен собирать, проверять и хранить информацию о владельцах юридических лиц, зарегистрированных на островах.

Центральный электронный реестр (Central Register) будет администрироваться Регистратором компаний Бермуд (Registrar of Companies). Компании обязаны вести внутренние списки бенефициаров (beneficial ownership registers) и регулярно передавать сведения регистратору. В реестр вносится только «минимально необходимая информация» — данные, достаточные для идентификации конечных владельцев, но не избыточные с точки зрения защиты персональных данных. Выгодоприобретателем (бенефициаром) признается лицо, которое прямо или косвенно владеет или контролирует 25% и более акций/долей/прав голоса, либо иным образом осуществляет «ultimate effective control». Если такого физического лица не удаётся выявить, то под выгодоприобретателем может пониматься senior manager (руководитель). Это ставит порог идентификации на уровне, привычном для многих современных норм.

Публично листинговые компании — как на Bermuda Stock Exchange, так и на других признанных биржах — освобождаются от обязанности подавать сведения, но обязаны подтверждать свой статус у регистратора и уведомлять о его изменении (листинг или делистинг).

Ещё раз остановимся на важном моменте: реестр не является полностью публичным. Закон перечисляет круг лиц/органов, которым регистратор может раскрывать сведения для исполнения своих основных функций: полиция, налоговые и судебные органы и т.п. При этом регистратор вправе ограничивать или запрещать раскрытие информации даже этим лицам, если сочтёт это уместным. Более того, Beneficial Ownership Act 2025 имеет приоритет над Законом о публичном доступе к информации (Public Access to Information Act), что делает невозможным получение сведений через общие запросы о раскрытии данных.

Такой подход отличает Бермуды от Великобритании и подчёркивает стремление сохранить компромисс между прозрачностью и конфиденциальностью.

Закон получил королевское одобрение (Governor’s Assent) 29 сентября 2025 года. В настоящее время готовятся подзаконные акты, регулирующие порядок подачи и обновления данных. По информации из правительственных источников, вступление в силу ожидается в ноябре 2025 года, а корпоративным сервис-провайдерам уже направлены уведомления о необходимости привести свои внутренние процессы в соответствие с новыми требованиями.

Наличие централизованного источника повысит качество расследований по отмыванию и уклонению от налогов. Но надо помнить, что реестр не будет публичен для третьих лиц. Для коммерческих проверок вряд ли что значительно изменится — реестр скорее поможет регуляторам и правоохранителям, но не станет инструментом «быстрых проверок» для всех. Министр может расширить круг лиц приказом, но пока список ориентирован на государственные органы.


(с) Деловой центр "ДИНЕКА"
Д.Е.

Возврат к списку

WhatsApp