РУС ENG

Раскол среди стран ЕС по поводу доступа к сведениям о бенефициарных владельцах

20.12.2023 15:36

В своём постановлении Суд Европейского Союза от 22 ноября 2022 г. по объединённым делам C-37/20 и C-601/20, WM и Sovim SA против Люксембургских бизнес-регистров, заявил, что публичный доступ к информации о бенефициарной собственности противоречит праву ЕС конфиденциальности и защиты персональных данных (подробнее тут).

Однако после этого решения суд выпустил разъяснение, в котором говорится, что государства-члены должны следовать положениям Четвертой директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег от 2015 года. То есть доступ к сведениям из реестров бенефициарных владельцев должен быть доступен для представителей общественности, которые смогут доказать «законный интерес».

С момента судьбоносного решения Суда ЕС прошло уже более года. Как обстоят дела с доступом к сведениям о бенефициарных владельцах в разных странах Европейского союза?

Сразу после вынесения постановления некоторые государства-члены прекратили и/или приостановили доступ к информации о бенефициарной собственности. Другие государства-члены пытались найти практическое решение, позволяющее получить доступ к данным, в то время как третьи уже приняли меры по регулированию «законных интересов».

До сих пор нет единого подхода к определению законного интереса журналистов и гражданских организаций для обеспечения доступа к данным. В Италии, например, действующие правила не содержат конкретных упоминаний о журналистах и/или организациях гражданского общества; в Люксембурге доступ могут иметь только местные журналисты, тогда как в Германии доступ на законных основаниях анализируется в каждом конкретном случае. На Мальте, на Кипре и в Нидерландах доступ запрещён, несмотря на проявление законного интереса. А вот в Эстонии, Словакии, Чехии сведения из реестров бенефициаров доступны для общественности.

Великобритания, которая больше не является частью ЕС, сохранила свой реестр открытым для общественности. То же самое сделали и другие восточноевропейские страны, такие как Северная Македония и Албания.

По оценке Transparency International отказ в доступе к данным получает почти половина просителей. Безусловно, вышеупомянутое постановление Суда ЕС явилось серьёзным ударом по финансовой прозрачности. Это затрудняет борьбу с отмыванием денег в Европе и за её пределами. Именно доступ к реестру бенефициарных владельцев позволил журналистам и другим отдельным субъектам раскрыть конфликты интересов политиков, попавшую под санкции элиту, скрытые активы политически значимых лиц, случаи уклонения от уплаты налогов, отмывания денег и коррупции.

Прозрачность бенефициарной собственности недавно была признана Генеральным секретарём ООН Антонио Гутерришем ключевым направлением политики, необходимым для достижения целей устойчивого развития.

На самом деле во многих странах сведения о владельцах компаний являются общедоступными и включаются в выписку из торгового реестра (или содержатся в публичных документах регистрационного дела). Думаем, что для большинства юридических лиц их законные владельцы и есть бенефициары. Получается, что закрытие доступа к сведениям из реестров бенефициарных владельцев защищает в первую очередь тех, кто создаёт сложные структуры собственности (в том числе с участием фиктивных компаний в офшорах), чтобы оставаться анонимными.

Возможно, предстоящая шестая Директива ЕС по борьбе с отмыванием денег сможет урегулировать данный вопрос и ввести единые правила доступа к данным.


(с) Деловой центр "ДИНЕКА"
Д.Е.

Возврат к списку

WhatsApp