Попытки борьбы ЕС с компаниями-оболочками тормозятся на этапе принятия Директивы
09.11.2023 12:31

Выявление истинного бенефициарного владельца является большой проблемой для финансовых учреждений, правоохранительных органов, прокуроров и специалистов разведки во всём мире. Несмотря на предпринимаемые усилия, до сих пор существует множество компаний, работающих без какого-либо физического присутствия и/или контроля над активами, что делает их пригодными для отмывания денег и финансирования терроризма.
Исследования, проведённые Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), показывают, что юридические лица, особенно компании-оболочки (shell companies), являются ключевым элементом приёмов и схем, используемых для сокрытия реального владения активами.
Компания-оболочка (shell company/entity) — это компания, не ведущая активной деятельности и не имеющая значительных активов, проще говоря, компания, не имеющая физического присутствия, текущей деятельности и сотрудников. Их ещё называют подставные компании, компании-пустышки, фиктивные компании и т.п.

-
Front company (компания-ширма) — это полностью функционирующая компания с признаками легального бизнеса, служащая для маскировки и сокрытия незаконной финансовой деятельности.
Shelf company (готовая, полочная компания) — это зарегистрированная компания с акционерами, директорами и секретарями, которая в течение длительного времени остаётся неактивной, даже если отношения с клиентами уже установлены.
Компании-оболочки не запрещены законом, но они могут использоваться для незаконных целей, таких как уклонение от уплаты налогов и отмывание денег, финансирование терроризма. Они также могут использоваться для достижения сокрытия истинных владельцев компаний от властей или других лиц. Shell-компании дают возможность перемещать средства из одной страны в другую без необходимости раскрывать личности владельцев бизнеса и характер целей сделок.
Можно ли бороться с подставными компаниями?
Конечно. Один из способов – принятие и реализация законов, регулирующих создание и использование таких компаний. Внедрение реестров бенефициарных владельцев. Соблюдение международных стандартов и руководящих принципов по борьбе с использованием подставных компаний для совершения финансовых преступлений. Но не всё так просто.
Предложенная Европейским Союзом директива по борьбе с компаниями-пустышками, формально являющаяся третьей редакцией Директивы ЕС 2016/1164 (Anti-Tax Avoidance Directive, ATAD), вероятно, не будет принята в том виде, каком она задумывалась.
Первая редакция Директивы UNSHELL была опубликована ещё в 2021 году (подробнее тут). Общественные консультации были открыты в начале прошлого года. В первую очередь предлагалось ввести такое понятие как "тест на минимальное присутствие в масштабах ЕС" (EU-wide minimum substance test), который позволил бы государствам-членам выявлять "компании-оболочки" и исключать их из налоговых льгот по дивидендам, роялти и процентам и т.п., предусмотренных директивами ЕС (подробнее).
Если бы Директива была принята летом 2023 года, как планировалось, то уже с 2024 года она бы вступила в действие. Но государства-члены не смогли договориться по ряду ключевых позиций: экономическому присутствию (substance) и налоговым последствиям признания компании подставной. Даже если страны в ближайшее время всё же смогут прийти к согласию, то реальный срок внедрения Директивы откладывается как минимум до 2026 года. Если нет и предложенные изменения Директивы будут слишком существенными, то она и вовсе может быть отозвана.
В последней редакции Директивы уже смягчили требования к экономическому присутствию. Так, согласно документу, теперь требуется один директор-резидент, который не является руководителем более четырёх несвязанных компаний. Наличие помещения по-прежнему необходимо, но оно может быть использовано связанными компаниями. Требование к открытию и ведению банковского счёта в государстве-члене стало альтернативным критерием.
Испания, председательствующая в Совете ЕС с 1 июля до конца 2023 г., предложила государствам-членам двухэтапный подход, чтобы выйти из текущего тупика. То есть сначала утвердить требование к государствам-членам об обмене сведениями о подставных компаниях, а потом согласовать принятие налоговых мер на уровне ЕС (до этого момента каждая страна будет сохранять возможность применять свои правила по борьбе со злоупотреблениями).
(с) Деловой центр "ДИНЕКА"
Д.Е.
Д.Е.