РУС ENG

ФНС требует проверять контрагента перед каждой сделкой

30.03.2021 00:00

Федеральная налоговая служба подготовила письмо - разъяснение по поводу применения положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Напомним, положения данной статьи направлены на противодействие налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды.

Судебная практика исходит из стандарта осмотрительного поведения («должной осмотрительности») в гражданском обороте, ожидаемого от его разумного участника в сравнимых обстоятельствах. То есть компания должна проверить деловую репутацию контрагента, возможность исполнения договора, платёжеспособность контрагента и т.п. При нарушении данного стандарта лица, входящие в состав органов управления компании, могут быть привлечены к ответственности по иску организации за причинение убытков.

ФНС рекомендует изучить бизнес-историю контрагента. Разумно полагая, что компании из «серой зоны» (технические компании, то есть созданные не для ведения реальной законной деятельности) не могут её продемонстрировать. Также стоит обратить внимание на степень известности организации в соответствующем сегменте рынка, в публичном позиционировании и продвижении, в опыте, наличии исполненных контрактов, рекомендаций, наличии места ведения деятельности, активов и т.п.

Бремя доказывания размера документально не подтверждённых операций с лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке, лежит на налогоплательщике. Налогоплательщик не вправе применять налоговые вычеты и учитывать расходы, понесённые по спорным операциям. Особое внимание налоговиков вызывают высокорисковые, непрофильные сделки.

ФНС убеждена, что при выборе контрагента компаниям необходимо не только оценить условия сделки и коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платёжеспособность, риск неисполнения обязательств, проверку наличия необходимых ресурсов и опыта, изучение истории взаимоотношений предшествующих собственников и т.п.

То есть ФНС настоятельно рекомендует (читай «требует») компании иметь досье на каждого контрагента, включающее:

  • сведения (и их анализ) о контрагенте, подтверждающие факт его существования, полномочия должностных лиц, наличие судебных дел, налоговой задолженности и т.п., финансовый анализ
  • сведения о фактическом месте нахождения компании (в т.ч. его складских помещений, торговых площадей и т.п., необходимых для ведения деятельности)
  • наличие документов (копий), подтверждающих наличие необходимых площадей, квалифицированных кадров, лицензий, разрешений, свидетельств и т.п., подтверждающих возможность исполнения обязательств
  • подтверждение взаимодействия с руководителем (другими ответственными лицами) при обсуждении и подписании договора, а также наличие всех необходимых разрешений и доверенностей, если сделка заключена не с лицом, имеющим право действовать от имени компании без доверенности
  • рекламные буклеты, визитки, рекомендации партнёров и др.лиц – т.е. информации о способе получения сведений о контрагенте
  • анализ цен и рыночных условий (установление необоснованной цены выше\ниже рыночной – сигнал для инспекторов)
И это далеко не исчерпывающий список для «досье».

Надо понимать, что глубина проверки зависит, безусловно, от типа и размера сделки. Однако, хотя бы минимальная проверка контрагента должна быть проведена в любом случае. Только выпиской из ЕГРЮЛ не обойтись (хотя это уже первый правильный шаг).

Мы уже много лет занимаемся проверкой контрагентов по всему миру. Наши специалисты обязательно помогут проверить компанию и вам, подобрав оптимальную стратегию именно для вашего случая. Обращайтесь!
(с) Деловой центр "ДИНЕКА"

Возврат к списку

WhatsApp