РУС ENG

Телефонный спам. Есть ли законные и действенные способы борьбы с ним?

05.03.2020

Есть ли в России хоть один абонент, которого не "достают" периодически телефонные спамеры? Звонки с незнакомых номеров раздаются в самое неподходящее время и вас сразу начинают нагружать абсолютно ненужной информацией (медицинское обследование, юридическую помощь и пр.) или и вовсе молчать в трубку.

Стоит один раз неосторожно где-то оставить свой номер телефона и всё, готовьтесь к потоку звонков.

ОТКУДА У ЗВОНЯЩЕГО ВАШ НОМЕР ТЕЛЕФОНА?

Здесь возможно несколько вариантов.

Например, простой перебор номеров. Кстати, как правило, этим занимается робот и именно он молчит. Если телефон активен (т.е. вы ответили на звонок), то эта информация будет передана уже для "холодных" звонков реальными операторами.

Или покупные базы данных. В сети много подобных предложений. Данные в базу собираются разными способами: от законных (когда вы сами предоставили право передачи ваших персональных данных третьим лицам в рекламных целях - например, при подписании кредитного договора, договора мобильной связи, мед.услуг и пр.) до парсинга или "утечки" данных из разных организаций.

    Российских граждан в ближайшее время может ждать эпидемия телефонного спама в связи с развитием популярной технологии, позволяющей определять номера посетителей, зашедших на сайт с мобильных устройств, - пишет газета "Известия"

Важно помнить, что в соответствии со ст.18 закона "О рекламе":
  1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
  2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

по п.2 вспоминается один известный магазин ювелирных украшений, который регулярно "подключает" звёзд для рекламы своей продукции по телефону. Но мы отвлеклись/

Итак, повторим ещё раз, на получение рекламы по телефону вы должны были дать своё согласие. Если такого согласия нет, то звонящий нарушает закон и вы вправе обратиться с жалобой в соответствующий гос.орган.

Конечно, вы можете не отвечать на звонки с незнакомых номеров (но рискуете пропустить что-то действительно важное), заносить телефоны спамеров в чёрный список, использовать специализированное ПО и даже сменить собственный номер телефона. Но это всё временные меры, направленные на борьбу с конкретным нарушителем, а не системой в целом.

КУДА ПИСАТЬ?

ФАС - Федеральная антимонопольная служба.
Это ведомство уполномочено контролировать рекламу, осуществлять меры по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе.

Обращение вы можете составить в свободной форме. Главное изложить кто, когда, с какой целью вам звонил. А также приложить подтверждающий документ о нежелательном звонке: детализированную выписку от оператора связи, аудиозапись звонка (если имеется) и т.п.

Некоторые хитрые операторы сразу сообщают, что "данный звонок информационный и не является рекламой". Так вот, это не так. Если вы не давали разрешения, то и такие звонки нарушают законодательство о рекламе.

Ещё раз повторимся, на получение рекламных звонков по телефону вы должны были дать письменное разрешение. Поэтому требуйте у звонящего точной информации о том, когда, кому и в какое время именно вы такое разрешение предоставили.
Безусловно, вы имеете право потребовать исключение своего номера из базы данных во-первых звонящего (но это срабатывает лишь в редких случаях), а, главное, у того, кому вы это разрешение давали.

Мы понимаем, тратить время на написание жалоб очень не хочется. Но, поверьте, мы регулярно обращаемся в различные гос.органы в случае нарушения законодательства и это работает! При накоплении в ФАС критической массы таких обращений, уверены, дело сдвинется с мёртвой точки и спам-звонки станут невыгодны во-первых самим звонящим. А, значит, в нашу с вами жизнь перестанут вторгаться чужаки и тратить наше драгоценное время на ненужные разговоры.

Кстати, если к вам обращаются по имени, то здесь речь идёт не только о законе о рекламе, но и законе о персональных данных. Хотите, расскажем об этом подробнее?
(с) Деловой центр "ДИНЕКА"

Возврат к списку